Среди всех видов декоративной штукатурки венецианская по праву считается самой эффектной и изысканной, а потому и стоит дороже. Несмотря на то, что технология нанесения венецианских штукатурок хорошо известна, справиться с ней не так просто. Этот материал требует определенного мастерства и твердой руки, иначе все усилия будут напрасными.
Сама штукатурка представляет собой густую полупрозрачную смесь, которая продается в готовом к использованию виде. Она колеруется в разные цвета, и при нанесении составов двух-трех оттенков образует покрытие с эффектом мрамора. Чем больше слоев, тем глубже цвет, и тем роскошнее смотрится отделка. Особую выразительность штукатурке придает глянец, который преломляет лучи света и заставляет покрытие играть разными оттенками. Для усиления глянца поверхность покрывают специальным воском и шлифуют.
Штукатурная смесь состоит из мелкодисперсного наполнителя, связующего, органических и неорганических добавок, каменной крошки. В качестве наполнителя чаще всего используется гипс, известь, мраморная, кварцевая и гранитная мука, а в качестве связующего – латексная и акриловая эмульсия, гашеная известь. Конечный результат отделки зависит не только от состава, но и от размера частиц: чем тоньше помол, тем нежнее получается узор.
Есть два основных типа венецианской штукатурки – рельефная и гладкая. Первый тип содержит мелкие гранулы размером до 2 мм, благодаря чему покрытие приобретает определенную фактуру. Второй тип образует идеально гладкую прозрачную поверхность, позволяющую добиться непередаваемой игры света. В свою очередь, гладкая штукатурка делится на глянцевую, полуматовую и матовую, и каждая разновидность по-своему привлекательна.
Венецианская штукатурка имеет следующие характеристики:
Несмотря на прочность и влагостойкость, «венецианка» не предназначена для наружных поверхностей. Длительное промерзание, воздействие осадков и ветер приведут к появлению трещин и быстрому разрушению отделочного слоя. Да и цена такой отделки очень высока, если учесть, сколько материала требуется для фасада. Правда, некоторые производители уже начали выпуск специальных составов, которые подходят и для внутреннего, и для наружного применения.
Для достижения мраморного эффекта смесь нужно наносить послойно – от 3 до 10 слоев. Существуют строгие требования к основанию: оно должно быть идеально гладким, ровным, сухим и чистым. Несмотря на многослойную структуру, покрытие получается очень тонким, поэтому самые мелкие неровности будут хорошо видны. А прозрачность и глянец эти дефекты подчеркнут еще сильнее. Что касается материала основания, то оно может быть кирпичным, деревянным или бетонным.
Высокий спрос на венецианскую штукатурку способствует постоянному расширению ассортимента. Каждый производитель старается завлечь покупателей чем-нибудь новым и необычным. Так появились составы с золотыми пигментами, покрытия с металлическим блеском и бронзовыми прожилками, сияющие изнутри и бархатистой на вид поверхностью. Особым разнообразием и качеством отличается продукция таких брендов, как «San Marco», «Clavel», «Candis», «Croston», «Alpina», «Optimist Elite».
Классическая штукатурка делится на виды в зависимости от состава, поскольку именно этот критерий определяет внешние характеристики отделочного слоя. Рассмотрим самые популярные разновидности.
Наименование | Основные характеристики |
---|---|
Водорастворимый состав с эффектом полированного мрамора. Без запаха, готовый к применению, наполнитель – мраморная мука. Температурный диапазон эксплуатации покрытия от +5 до +35 °С. На высыхание требуется 24 часа, расход составляет 0,350-0,5 кг/м2 при трехслойном нанесении | |
В зависимости от способа нанесения позволяет создать эффект пробкового покрытия и полированного мрамора с терракотовыми вкраплениями. Содержит известняковый наполнитель и выдержанную гашеную известь. Время высыхания – сутки, расход 0,7-0,8 мл/м2 при двухслойном нанесении | |
Состав с эффектом натурального камня с цветными вкраплениями. Содержит каменную муку, известковое тесто, гранулы терракоты, неорганические красители. Не требует разведения водой, обладает антисептическими свойствами. Время полного высыхания – сутки, до эксплуатационных нагрузок – 20 дней. Расход 0,6-0,8/м2 | |
Водостойкий состав с блестящими прожилками, создающий эффект бархатистого покрытия с рублеными гранями. Время полного высыхания – сутки, расход на один слой – 0,350 г/м2 | |
Синтетический состав с зеркальным эффектом. Образует очень декоративное, не склонное к растрескиванию покрытие. Не требует разбавления, время высыхания составляет 24-36 часов. Расход материала – от 170 до 200 г/м2 на один слой | |
Известковый состав, содержащий золотой пигмент. Образует покрытие с металлическим блеском и тонкими золотыми прожилками. Не подлежит разбавлению. Время высыхания – сутки, расход смеси – 200 г/м2 на один слой | |
Акриловый состав, имитирующий грубо обработанный мрамор с позолотой и перламутровым отливом. Покрытие имеет неимоверно роскошный вид. Время полного высыхания – от 12 до 24 часов, расход материала 0,6 кг/м2 на базовый слой и 0,2 кг/м2 на финишный |
Декорированию стен предшествует тщательная подготовка, и для начала нужно запастись необходимыми инструментами:
В зависимости от состояния стен вам может понадобиться штукатурная смесь, шпатлевка, цементный раствор, грунтовка. Грунтовочный состав можно брать один для всех этапов работы, и лучше всего подходит акриловый грунт глубокого проникновения. Профессиональные мастера рекомендуют в качестве основы под отделочный слой применять специальный грунт, например, SuPrim100. Этот состав перекрывает цвет основания, благодаря чему стены не просвечивают сквозь слои штукатурки, и покрытие приобретает более глубокий окрас.
Очень важно правильно рассчитать объем смеси для венецианской штукатурки. Так как обычно используется смесь разных оттенков, то и количество каждой из них высчитывается отдельно. То есть, сначала находят общую площадь поверхности и умножают на нее расход штукатурки на квадратный метр. Теперь нужно определить, сколько необходимо слоев одного цвета и умножить получившийся объем на это количество. Точно так же считают объем для остальных составов другого цвета.
Например, для отделки планируется взять белую и черную штукатурку. Черную будем наносить в 2 слоя, белую – в один, промежуточный. Общая площадь стен равняется 10 м2, а расход штукатурки в среднем составляет 0,350 г/м2. Умножаем площадь на расход:
10 х 0,350 = 3,5 кг понадобится для нанесения одного слоя. То есть, белой штукатурки нужно купить 3,5 кг, а черной в 2 раза больше – 7 кг. Дополнительно нужно прибавить 5-10% про запас.
Что касается колеровки: как правило, штукатурные смеси поставляются в трех вариантах – цветные, база под светлые тона и база под темные тона. Базовые смеси намного предпочтительнее, поскольку им можно придать абсолютно любой цвет и оттенок, в то время как цветовая палитра готовых составов весьма ограничена. Выбирая базу, вы можете заказать колеровку у специалистов либо сделать ее сами в домашних условиях. Это совсем не сложно, главное соблюдать три правила:
Конфигурация основания для венецианки особого значения не имеет, такая штукатурка успешно используется для отделки арок, колонн, полукруглых ниш и дугообразных стен. А вот качество поверхности значит очень много, ведь от него во многом зависит внешний вид готового покрытия. Основание должно быть крепким, без дефектов, пустот, максимально гладким и ровным.
Итак, сначала убирают все лишнее со стен, внимательно осматривают поверхность. Особенно тщательно нужно проверять штукатурку, которая может визуально казаться прочной, а на деле уже начала отслаиваться. Слегка постучите молотком по стенам – если звук глухой, нужно счищать старое покрытие и штукатурить заново.
Обязательно заделайте сквозные отверстия и трещины, замажьте раствором глубокие выемки. Для более качественного выравнивания используйте сухие строительные смеси, которые, в отличие от цементно-песчаного раствора, ровнее ложатся и не растрескиваются.
После высыхания базового слоя поверхность затирают наждачной бумагой, обеспыливают и наносят финишный слой – накрывку, который позволяет устранить самые мелкие неровности. Раствор заглаживают полиуретановой или металлической теркой до идеального состояния и оставляют высыхать.
Стены из гипсокартона тоже требуют предварительной подготовки.
Швы между листами заполняют шпаклевкой, сверху накладывают армирующую ленту и при помощи шпателя аккуратно втирают ее в раствор. Поверхность обязательно грунтуют, чтобы увеличить сцепление раствора с гипсокартоном, а затем наносят черновой слой стартовой шпаклевки. Слой должен быть равномерным, тонким, по возможности без наплывов и царапин. После высыхания выполняется шлифовка, очистка от пыли и грунтование. Если неровностей на стенах уже не видно, можно наносить финишную шпатлевку, в противном случае понадобится еще один промежуточный слой.
Приступать к декоративной отделке можно лишь после того, как выравнивающие растворы полностью высохнут. Тогда стены еще раз протирают от пыли и обрабатывают любой водостойкой грунтовкой глубокого проникновения.
Если вам еще никогда не приходилось иметь дело с декоративными штукатурками, потренируйтесь сначала на куске фанеры или гипсокартона размером около 70х70 см. Материал нужно закрепить на плоской поверхности так, чтобы он не сдвигался во время работы. Или можно попробовать свои силы на участке стены, который планируется обшивать деревом или пластиком: так вы быстрее определитесь с техникой нанесения, а пробные результаты спрячет обшивка.
Шаг 1. Для создания фона на стены наносят валиком пигментированный грунт в 2 слоя. Состав необходимо хорошо раскатывать по поверхности в одном направлении. Второй слой наносится через 8-12 часов после первого. Полное высыхание грунта требует 24 часов.
Шаг 2. Высохшие стены следует ошкурить мелкозернистой наждачной бумагой, затем тщательно стереть пыль. Основание должно получиться однородного белого цвета, гладким, шелковистым на ощупь.
Шаг 3. В штукатурную смесь добавьте колер и хорошо размешайте миксером до однородного состояния. Колер можно добавлять постепенно, чтобы подобрать оптимальный оттенок штукатурки. Только учтите, что после высыхания цвет станет чуть-чуть светлее.
Шаг 4. Набирают немного массы на кельму (примерно столовую ложку) и мазками наносят на основание.
Начинать нужно от верхнего угла, инструмент следует держать под углом около 30 градусов к поверхности. Мазки делают с небольшим нажимом, в хаотичном порядке, растирая слой как можно тоньше. Не старайтесь закрыть основу, она должна просвечивать сквозь раствор.
Раствор все время набирайте небольшими порциями, обрабатывая участок за участком. Возвращаться на уже пройденные места нельзя – так вы нарушите структуру покрытия. На стыках и в углублениях вместо кельмы используйте узкий шпатель, стараясь не зацепить слой острыми краями.
Совет. Чтобы не оставлять полос от инструмента, кельму следует двигать с сухой поверхности на мокрую. Так состав разравнивается быстрее и равномернее. Если же сделать наоборот, раствор начнет тянуться за кельмой, и образуются заметные следы. В процессе работы чаще протирайте инструмент влажной чистой тряпкой, поскольку подсохшие крошки раствора и случайно попавшие песчинки тоже оставляют некрасивые следы, которые просвечивают сквозь покрытие.
Шаг 5. Завершив нанесение первого слоя, тщательно вымойте инструмент и сделайте паузу в работе на 6-12 часов. После этого нужно обработать стены шкуркой «нулевкой», чтобы устранить возможные выступы и наплывы, и очистить от пыли.
Шаг 6. Для второго слоя понадобится штукатурка другого оттенка. Наносят ее точно так же, но желательно, чтобы новые мазки не совпадали с предыдущими там, где это видно. Старайтесь соблюдать одинаковую силу нажима при растирании, как бы уплотняя слои равномерными движениями. Завершив процесс, снова оставляют стены сохнуть часов на 8.
Шаг 7. Третий слой должен быть того же цвета, что и первый, либо иметь другой оттенок, главное, чтобы он отличался по цвету от второго слоя. Штукатурка наносится описанным выше способом, тщательно разравнивается. Поскольку этот слой у нас последний, ждать, пока он полностью высохнет, не нужно. Производители рекомендуют приступать к полировке примерно через 2-3 часа после нанесения, так как сырая штукатурка может оторваться от основания, а полностью сухая уже не поддается полировке.
Шаг 8. Итак, начинаем полировать покрытие. К этому времени поверхность должна стать слегка пористой и матовой, как необработанный камень. Берут чистую и сухую кельму, прикладывают ее плашмя к основанию и с нажимом на переднюю часть инструмента круговыми движениями затирают штукатурный слой. Здесь очень важно правильно удерживать заданный ритм и нажим, тогда покрытие быстро приобретает глянцевый блеск, становится гладким, проявляется рисунок. Следите за тем, чтобы грани кельмы не повредили покрытие. После полировки необходимо дать штукатурке полностью высохнуть и набрать максимальную прочность. Обычно на это требуется около 7 суток.
Шаг 9. Завершающий этап – нанесение воска.
Стены предварительно нужно протереть сухой тряпкой от пыли. Воск имеет густую консистенцию, наносить его удобнее всего гибким шпателем или губкой. Состав набирают маленькими порциями и распределяют мазками по поверхности. Старайтесь растирать его максимально равномерно, так как после высыхания толстый слой воска остается темнее, чем тонкий, и отделка кажется пятнистой.
Шаг 10. Через 2 часа, когда воск достаточно подсохнет, его следует отполировать при помощи замшевой ткани, интенсивными круговыми движениями.
В зависимости от марки штукатурки процесс отделки может иметь некоторые отличия. Прежде всего, это касается сроков высыхания и количества слоев. Перед началом работ внимательно прочитайте инструкцию производителя на упаковке состава – это поможет избежать вам ошибок в нанесении и обеспечит качественный результат при соблюдении всех условий.
Описанная технология позволяет получить наиболее простой классический рисунок. Если использовать штукатурку трех цветов, оттенки покрытия будут богаче и выразительнее. Чтобы создать более изысканный рисунок, увеличивают количество слоев и накладывают мазки в определенном порядке. Очень много зависит от художественного чутья, опыта и мастерства того, кто занимается отделкой.
Этот способ позволяет создать очень выразительную структуру с высоким декоративным эффектом. Для работы понадобится венецианская штукатурка трех разных древесных цветов и перламутровая эмаль «под золото». На кельму шпателем накладывают сразу все три состава штукатурки и слегка перемешивают их между собой. Наносят широкими мазками на поверхность, формируя слой толщиной 5-7 мм. Для удобства стены обрабатываются по квадратам, чтобы материал не успевал подсыхать.
Распределив смесь по основанию, берут строительный фен и подсушивают слой, то удаляя, то приближая сопло к поверхности. Такое неравномерное прогревание способствует формированию трещинок различной глубины и размера, то есть, образует неповторимую фактуру. Далее оставляют штукатурку до полного высыхания примерно на 2 суток. Следующий шаг – нанесение эмали. Также можно использовать акриловую краску или венецианскую штукатурку с эффектом золота, серебра, перламутра. Состав наносят кистью, хорошо растирая по поверхности, чтобы краска проникла в трещинки и сделала фактуру выразительнее.
Когда верхний слой полностью высохнет, стены обрабатывают шлифовальной машинкой, а затем выполняют железнение металлической гладилкой.
Для формирования рельефной фактуры понадобится валик с коротким ворсом и соответствующая штукатурка, например, Tierrafino. Валик обмакивают в состав, раскатывают по поддону, чтобы смесь равномерно пропиталась, и наносят сплошным слоем на стены. Движения должны быть направлены в одну сторону, толщина слоя – 0,3-0,5 мм. После нанесения нужно подождать около 30-40 минут, валик в это время следует накрыть мокрой тряпкой, чтобы избежать засыхания ворса.
По истечении указанного срока валик прикладывают к поверхности и медленными, очень аккуратными движениями прокатывают по штукатурке. Движения должны быть параллельными, дважды по одной полосе прокатывать нельзя, иначе нарушиться структура. Завершив процесс, делают паузу на 1-1,5 часа. Далее берут чистую сухую кельму и с небольшим усилием приглаживают выступы круговыми движениями. Через сутки необходимо выполнить железнение покрытия металлической гладилкой или кельмой.
Покупая минеральную вату, подумайте несколько раз… Минеральная вата, как и многие другие утеплители, содержит некоторые…
Минеральная вата, используемая в строительстве как утеплитель, кажется безопасной и экологически чистой. По крайней мере,…
Металлический сайдинг под камень – один из многих разновидностей отделочных материалов. Отделка фасада зданий натуральным…
Для разных сооружений устраивается разный фундамент. Фундамент – это основа будущего строения, от его конструктивных…
Фундамент - это основание дома, позволяющее более равномерно распределять нагрузку от постройки на землю. Существует…
Привлекательный и долговечный вариант отделки фасада частного дома – это применение специального фасадного кирпича. Обойдется…