Витражи с древних времен радовали глаз наших предков. Их актуальность не снижается и сегодня, несмотря на широкое разнообразие материалов и украшений. Если раньше изготовление витражей было уделом немногих мастеров, то в современном мире практически любой желающий может освоить отдельные способы их создания. Все необходимые материалы и инструменты можно приобрести в специализированных студиях и магазинах. А широчайшее разнообразие способов изготовления позволит каждому желающему подобрать себе его в соответствии с профессиональными возможностями и желаниями.
Изготавливать витраж собственными руками лучше всего начинать с наиболее простых, но в то же время не менее зрелищных техник. Рассмотрим технологии, которые не требуют ни особых профессиональных навыков, ни дорогостоящего оборудования, ни сложных и опасных химикатов. К таковым можно отнести техники изготовления следующих витражей:
Первым делом необходимо определиться с габаритами стекольной заготовки и подобрать под нее желаемый рисунок. В части выбора картинки для витража можно прибегнуть к нескольким способам.
На выбранной, либо нарисованной картинке необходимо обратить пристальное внимание на то, чтобы все фрагменты были четко прорисованы и отделены непрерывными линиями.
Далее приступаем к подготовке стекла.
Шаг 1. Первым делом его тщательно обезжириваем (для этого подойдет раствор спирта либо аммиака) и насухо вытираем, чтобы поверхность была не только без следов жира, но и абсолютно сухой.
Шаг 2. Ровно и точно укладываем стекло на подготовленный эскиз будущего витража, сделанный на листе бумаги.
Шаг 3. При помощи специальной витражной краски аккуратными движениями обводим на стекле контуры всех элементов эскиза, расположенного под ним. Чаще всего в данном случае используется краска именно черного цвета, так как она придает четкость полученному рисунку, а также ярко выражает границы всех фрагментов.
Шаг 4. После нанесения линий, дайте краске хорошо просохнуть. В ином случае вся проведенная работа может пойти насмарку, если вы потом случайно зацепите не высохшую линию и размажете ее. При изготовлении витражей нельзя торопиться, надо понимать, что это кропотливая и длительная работа.
Шаг 5. Этот этап создания расписного витража является наиболее творческим и представляет собой процесс раскрашивания стекла, разбитого нанесенными ранее черной краской линиями на отдельные фрагменты. Несмотря на кажущуюся простоту данного процесса, необходимо проявить здесь максимум аккуратности. Для выполнения работы вам понадобятся тоненькие кисточки, которыми вы будете наносить краску на куски мозаики. Благодаря нанесенным ранее и уже высохшим линиям контура, цветная краска не будет растекаться и останется в границах именно ей отведенного участка в общем рисунке витража.
Увлекшись технической стороной процесса, не стоит забывать о его творческой составляющей. Цвета красок для заливки кусочков витража необходимо подбирать следующим образом:
Для работы вам понадобится пленка и свинцовая лента. По сложности изготовления данный вид витражей соизмерим с расписными. Чаще всего здесь используются стилизованные элементы и простые формы, что также облегчает его изготовление.
Шаг 1. Первым делом необходимо распечатать на принтере картинку, которая будет перенесена на стекло в виде витража. Для этого, опять же, можно использовать любое из графических приложений, поддерживающее многостраничную печать. Толщина линий на рисунке должна быть не менее четырех миллиметров. После этого все части картинки аккуратно склеиваются.
Шаг 2. Далее необходимо провести подготовительную работу со стеклом, на основе которого будет изготавливаться витраж. Его нужно тщательно вычистить, обезжирить и насухо вытереть. Правильная подготовка стекла играет одну из определяющих ролей в изготовлении будущего витража.
Шаг 3. Следующим этапом стекло аккуратно укладывается на распечатанный рисунок. В случае неполного совпадения перенесение картинки витража будет происходить со сдвигом, что в будущем уже невозможно исправить.
Чтобы в процессе изготовления стекло не сдвинулось в сторону, испортив весь кропотливый труд, нужно заранее позаботиться о его закреплении. Для этого идеально подойдут несколько кусков двустороннего скотча, при помощи которых можно скрепить вместе рисунок и стекло. Размещать их нужно на тех участках, где они не помешают картинке витража.
Набор необходимых инструментов включает в себя:
Из материалов нужно приобрести:
К выбору пленки надо подходить основательно. Дешевая и некачественная пленка может очень быстро выгореть под действием ультрафиолета, в результате чего витраж потеряет внешний вид и придется начинать его изготовление заново.
Непосредственно перед началом работы поверхность стекла рекомендуется еще раз обезжирить и насухо вытереть. Для этого подойдет спиртовой раствор и салфетка из микрофибры, от которой не остается волокон на поверхности изделия.
Шаг 4. Этот этап заключается в вырезании отдельных элементов из пленки. В данном случае лучше и проще это получится, если будет возможность организовать подсветку рабочего места снизу. Если такой возможности не имеется, придется вырезать элементы, измеряя их линейкой. Для достижения максимального эффекта нужно будет подгонять их по месту, куда планируется крепить. Вырезая немного большие куски, они потом идеально подгоняются по размеру и обрезаются по контуру непосредственно после приклеивания.
Шаг 5. Наклеивание отдельных элементов, вырезанных из цветной самоклеящейся пленки, производится после очередного тщательного обезжиривания поверхности.
Если необходимо приклеить полоску, то подложка снимается с небольшого фрагмента на одном из ее концов, и он прижимается к поверхности стекла ракелем с мягкой накладкой. Остальная часть полосы натягивается, что позволяет расположить ее ровно по линиям рисунка. После этого одним резким движением вся оставшаяся часть полосы прижимается к поверхности при помощи ракеля. На данном этапе важна скорость, так как под пленку может попасть пыль, которая сразу испортит эстетический вид будущего витража.
Важно! Следует учитывать, что клей на пленке схватывается почти сразу, но благодаря тому, что первое время он «держит» не очень сильно, есть возможность быстро исправить возможные неровности и неточности.
При наклеивании пленка закрывает черные разделительные линии только на два миллиметра. Оставшаяся их часть будет скрыта в последствие при помощи самоклеящихся свинцовых лент. Для избавления от лишней пленки используется линейка, которую ровно прикладывают по черной линии и при помощи острого ножа с тонким лезвием производят обрезание излишков.
В том случае, когда под приклеенный фрагмент пленки каким-то образом попала частица пыли, от нее обязательно нужно избавляться.
Делается это следующим образом:
Наклеивание криволинейных фрагментов проходит немного сложнее, чем прямых. В этом случае необходимо вырезать больший по размерам кусок пленки, наклеить его в правильном месте, а уже после этого аккуратно вырезать нужную фигуру по черным линиям при помощи острого ножа. Данную операцию нужно проводить аккуратно, но уверенно, чтобы края получались ровные, как бы вырезанные по шаблону. Возможно, придется потренироваться заранее, чтобы чувствовать себя более уверенно.
В тех местах, где на рисунке витража рядом соседствуют множество небольших по размеру разноцветных фрагментов, поступить можно несколькими способами.
Важно! Необходимо знать, что ни в коем случае нельзя допускать наслаивание нескольких соседних пленок друг на друга. При повышении температуры пленка начнет расширяться, а если не окажется места для этого, то наверняка произойдет деформация рисунка и отслаивание пленки. Зазор между отдельными элементами витража должен быть как минимум полтора миллиметра. Дальнейшее наклеивание всех цветных частей происходит аналогичным образом.
После завершения наклеивания цветных фрагментов из пленки, нужно переходить к свинцовой ленте. Благодаря тому, что она практически на сто процентов состоит из свинца, эта лента обладает отличной пластичностью.
Цветовая гамма также отличается разнообразием. Кроме базисных цветов, таких как золотой, серебряный и медный, существует еще множество их оттенков. Свинцовая лента с внутренней стороны снабжена клеящимся слоем, обеспечивающим идеальное сцепление со стеклом.
Свинцовой лентой необходимо провести обрамление каждого отдельного фрагмента будущего витража.
Обратите внимание, что в тех точках, где встречаются несколько концов ленты, места их соединения обязательно должны быть перекрыты. Надо постараться спланировать работу таким образом, чтобы все концы были накрыты следующим слоем. В итоге должен будет остаться только один кончик ленты ничем не перекрытый. Это делается, в первую очередь, для того, чтобы в процессе уборки никто случайно не зацепил выступающие элементы и не нарушил целостность витража.
После приклеивания ленты к витражу, производится ее тщательное прикатывание с использованием подготовленного заранее валика. Там, где на витраже имеются прямые линии, свинцовую ленту на них необходимо дополнительно выровнять пока клей не успел засохнуть. Для этого лучше всего подойдет линейка и ракель. Способ выравнивания также прост, как и эффективен:
После нанесения и прикатывания ленты валиком наступает момент уплотнения, можно даже сказать, герметизации швов. При помощи специального прижима необходимо пройтись по всем местам соединения ленты и плотнее прижать их друг к другу.
Это делается для того, чтобы на их месте в будущем не появились зазоры, в которые будет попадать влага и моющие средства, что приведет к разрушению витража. Прижимая концы, мы тем самым добавляем нашему изделию натуральности. Швы в таком случае получат эффект кованных и будут очень красиво смотреться, а сам витраж будет служить долго и не бояться чисток и уборок.
По завершению изготовления, рекомендуется провести процедуру мойки готового витража при помощи чистящего средства. Не стоит наносить его на само стекло, лучше капнуть его на тряпочку из микрофибры и аккуратно протереть поверхность.
Чтобы не сместить ленты, которые не успели еще хорошо приклеиться, все движения нужно проводить по направлению вдоль них. На данном этапе главной является именно аккуратность в действиях. После всех перечисленных операций можно убрать рисунок из-под стекла.
Если все сделано правильно и все линии и элементы приклеены ровно и точно, то такой витраж будет смотреться красиво и органично в любом интерьере.
Одним из представителей классической технологии изготовления витражей считается Тиффани.
Для работы понадобятся следующие материалы:
В качестве специальных инструментов нужно подготовить:
Шаг 1. Начальный этап изготовления витража Тиффани – это создание эскиза. Желательно, чтобы картинка, разбитая линиями на отдельные фрагменты, была нарисована на листе плотного картона.
Шаг 2. На следующем этапе необходимо вырезать отдельно каждый элемент эскиза и обвести его маркером на кусках цветного стекла. Если для эскиза будет выбрана мягкая бумага, то обвести контур будет очень не просто, так как такая бумага постоянно мнется, именно для этого и применяется плотный картон.
Шаг 3. Теперь необходимо вырезать обведенные на стекле фрагменты при помощи стеклореза. После разрезания аккуратно обламываем излишки стекла. При работе со стеклом необходимо понимать, что сразу достичь идеальной линии разреза не получится. После обламывания останутся небольшие выступы, от которых нужно избавиться. Для этого идеально подойдут маленькие кусачки.
Шаг 4. Придерживая стеклянный элемент плоскогубцами, нужно кусачками отломить лишние выступающие элементы. Чтобы кусочки стекла при этом не разлетелись по всему помещению, используйте маленькую коробочку, куда и соберете весь ненужный стекольный мусор. Не забывайте, что держа стекло плоскогубцами, сильно зажимать нельзя, иначе можно его просто сломать.
Шаг 5. После завершения операции по вырезанию элементов, переходим к обработке острых стеклянных кромок. Здесь нам очень пригодится специальная шлифовальная машинка.
Если же ее нет, то придется работать с точильным камнем. Это намного медленнее и утомительнее. Для того, что бы обработать кромке, необходимо следовать такому алгоритму:
Шаг 6. На данном этапе понадобится подготовленная заранее фольга. Она продается в виде неширокой ленты, одна сторона которой является клейкой.
Необходимо очень аккуратно обернуть этой лентой кромки каждого из стеклянных элементов будущего витража. Оборачивать нужно таким образом, чтобы с обеих сторон фрагмента выступали одинаковые по размеру полосы медной фольги.
Для этого при обертывании медная полоса располагается по центру кромки стеклянного элемента. Для более плотного прилегания края фольги необходимо пригладить к стеклу. Для этих целей используйте только деревянную лопатку, так как металлическая может оставить царапины, которые испортят внешний вид всего витража. После окончания обертывания необходимо еще раз сложить все элементы в единый эскиз, чтобы в очередной раз убедиться, что все фрагменты подходят и находятся там, где положено.
Шаг 7. Следующий этап предполагает смазывание паяльной кислотой кромок стеклянных элементов, которые до этого уже обернули специальной фольгой. Лучше всего это делать ватным тампоном на палочке.
При пайке, которая идет дальше в производственном процессе, кислота послужит флюсом. Нагретым паяльником цепляем часть олова и осуществляем припаивание элементов по кромкам. Тем самым соединяем фрагменты в единый витраж. Чтобы добиться максимального эстетического эффекта, нужно чтобы шов получался непрерывным и напоминал внешне вал. Добиться этого очень непросто и лучше всего потренироваться заранее.
При пайке олово должно покрывать всю видимую часть фольги, при этом не только на кромке между элементами, но и на внешней их стороне. Необходимо сразу определится, где будет размещен изготовленный витраж Тиффани.
Шаг 8. Завершив пайку, нужно помыть швы. Это необходимо для того, чтобы смыть остатки паяльной кислоты. Если она останется, то вступив в реакцию с оловом, со временем приведет к появлению ненужного мохообразного налета на его поверхности. Для данной процедуры можно воспользоваться тем, что всегда есть под рукой. Например, средством для мытья посуды.
Шаг 9. Завершающим этапом создания названного витража, является конечное покрытие оловянных швов патиной. Наносить ее нужно ватной палочкой или ватным тампоном. Сначала смочите тампон, а потом с силой вотрите патину в оловянные швы. После этого еще раз промойте готовый витраж и можно приступать к его установке.
Создание заливного витража начинается с выбора рисунка и перенесения его на стеклянную поверхность. Все дальнейшие действия направлены на придание рисунку выпуклости, которая будет препятствовать утечке краски дальше оговоренного пространства.
Первым делом рассмотрим процесс создания специальной контурной краски. Для ее создания понадобится:
Клей и тушь в отмеренных объемах выливаются в небольшую емкость и начинают перемешиваться. В процессе к ним постепенно добавляется серебрянка. В итоге должна получиться масса свинцового цвета по консистенции похожая на сметану. По мере нанесения краски на поверхность витражного стекла ее консистенция постепенно может становиться более вязкой. Исправить это можно добавлением небольшого количества подогретой воды и туши того же черного цвета. Краска вернется к своему первоначальному состоянию.
После приготовления контурной краски, приступаем к ее нанесению по линиям, перенесенным на стекло с эскиза. Необходимо руководствоваться следующими правилами работы с контурной краской.
Когда контур высох, можно приступать непосредственно к закрашиванию элементов стекла. Процесс изготовления краски в домашних условиях мы рассмотрим ниже, а пока разберемся в самом процессе ее нанесения.
Шаг 1. Первым делом необходимо убедиться, что рабочее место со стеклом расположено в строго горизонтальной плоскости. Даже мизерный наклон в какую-либо сторону приведет в последующем к сбору всей краски у одной из кромок и утолщению ее слоя.
Шаг 2. Заливку элементов необходимо проводить широкой кистью. Опускаем ее в краску и щедро смазанной начинаем закрашивать каждый фрагмент в отдельности.
Можно использовать пипетку, наполняя ее краской и закрашивая рисунок, как на фото ниже.
Важно! При работе существует одно главное правило: ни в коем случае нельзя пересекать нанесенный ранее контур, иначе краски смешаются, и витраж будет безнадежно испорчен.
На данном этапе нужно проявить достаточно усидчивости, чтобы полностью залить все фрагменты картинки и при этом ничего не испортить. После окончания заливки опять выжидаем 4 часа, пока высохнет краска, и можно будет продолжать.
Шаг 3. Этот этап заключается в повторной прорисовке контуров. Это делается той же самой кисточкой, что и в первый раз, и с нанесением такого же обильного количества краски. Вы должны быть уверены, что контуры закрашены равномерно и не имеют изъянов. Черная краска должна высохнуть в течение трех часов.
Шаг 4. Данный этап заключается в сохранении созданного витража и защиты его от повреждения. Для этого наносится до четырех слоев нитролака на всю поверхность стекла с витражом. Его можно наносить кисточкой, но лучше всего будет использовать специальный распылитель. Учтите, что между распылениями должно пройти как минимум десять минут времени для лучшего высыхания слоев. Благодаря принятым мерам, созданный своими руками витраж будет радовать ваш глаз не менее десяти следующих лет. Его изготовление завершается установкой стекла в специально подготовленную рамку.
Существует несколько способов приготовления красок. Каждый из них хорош по своему, поэтому вам решать, какой выбрать. Специалисты рекомендуют проводить смешивание компонентов только в посуде, сделанной из стекла. Идеальным вариантом при этом будет баночка, в которой продается детское питание.
Для приготовления краски понадобится: нитролак с нанесенной маркировкой НЦ-218, художественные краски на масляной основе и растворитель.
Смешивание начинаем с наполнения баночки на треть нитролаком, при постепенном добавлении растворителя в количестве 40% от объема нитролака. Перемешивание продолжается до того момента, пока в баночке не получится жидкость похожая на обычную воду. После этого начинаем по капле вводить в состав смеси масляную краску до того момента, пока цвет будущей краски не приобретет нужную яркость. Количество художественной краски может составить до десяти процентов от количества использованного лака.
Для приготовления краски нам понадобится: клей с маркировкой БФ-2, аналогичное количество ацетона и краска, растворимая в спиртовом растворе.
В процессе приготовления в стеклянную тару наливается клей, а к нему в соотношении один к одному добавляется ацетон. После активного перемешивания в смесь добавляется краска в количестве, обеспечивающем цвет нужной насыщенности.
Третий способ основывается на использовании желатина с сухими красителями для тканей и водой. Для приготовления краски нужно: в 200 граммах теплой воды растворить 6 граммов желатина.
Аналогичным образом в другой таре в теплой воде растворяют краски нужного цвета в сухом виде. Затем в чистой стеклянной банке производят смешивание двух жидкостей до получения цвета требуемой насыщенности. В отличие от красок, приготовленных другими способами, после нанесения на поверхность витража, данная краска требует покрытия ее нитролаком.
Для того, чтобы оценить возможные затраты для изготовления того или иного витража, предлагаем воспользоваться следующей таблицей. Изучив список материалов, которые понадобятся в ходе работы легче определиться, какой способ изготовления витража вам больше подходит.
Техника изготовления витража | Материалы, которые понадобятся в ходе работы |
---|---|
Бумага для эскиза, скотч, витражные краски. | |
Бумага для эскиза, скотч, ракель, небольшой валик, нож, ножницы, металлическая линейка, прижим, витражная пленка, свинцовая лента. | |
Разноцветные стекла, медная фольга, клей, кислота для паяния, припой, моющие средство, алмазный стеклорез, точильный брусок, кусачки, плоскогубцы, небольшой паяльник, патина. | |
Клей ПВА, тушь черная, серебрянка, витражные краски, нитролак, бумага для эскиза, скотч. |
Изготовление витража – это длительный процесс, который требует огромного количества времени и сил. Даже наиболее простые методики изготовления будут доступны далеко не каждому. Но в то же время завершенный витраж порадует вас своей красотой и изысканностью. И не исключено, что сделав один витраж, вы захотите заниматься этим на профессиональной основе.
Покупая минеральную вату, подумайте несколько раз… Минеральная вата, как и многие другие утеплители, содержит некоторые…
Минеральная вата, используемая в строительстве как утеплитель, кажется безопасной и экологически чистой. По крайней мере,…
Металлический сайдинг под камень – один из многих разновидностей отделочных материалов. Отделка фасада зданий натуральным…
Для разных сооружений устраивается разный фундамент. Фундамент – это основа будущего строения, от его конструктивных…
Фундамент - это основание дома, позволяющее более равномерно распределять нагрузку от постройки на землю. Существует…
Привлекательный и долговечный вариант отделки фасада частного дома – это применение специального фасадного кирпича. Обойдется…