С развитием строительных технологий стандартные проекты домов постепенно утрачивают свою популярность. Это касается и оформления фасадов: все чаще встречаются варианты отделки в самых разнообразных стилях, больше присущих западным странам. Одним из наиболее редких в частном домостроительстве является стиль барокко – яркий, роскошный и необычайно декоративный.
Барокко относится к дворцовым стилям, а потому его отличительной чертой является величие. Оно выражается в пышности архитектурных форм, размерах здания, большом количестве декоративных элементов. Именно декор определяет направление стиля, придает сооружению оригинальный, но при этом респектабельный вид. Как правило, дом в стиле барокко имеет высокий цоколь, 2-3 этажа (или больше), симметричное расположение архитектурных элементов, широкое крыльцо с круглыми ступенями и фигурными балюстрадами. Окна большие, прямоугольной или арочной формы, украшенные фризами и рельефными наличниками.
Стены дома должны быть богато украшены лепниной, профилированными карнизами, пилястрами, скульптурными композициями. Отделка в стиле барокко отличается массивностью и сложностью форм, обилием всевозможных завитков и орнаментов. У входа обычно устанавливают колонны или полуколонны, часто витые либо рустованные, украшенные резьбой.
Что касается цветового оформления, в барокко преобладает светлая гамма: кремовый, серый, бежевый, светло-коричневый, голубой цвета, а также сочетание белого и золотого. Контрастные оттенки тоже используются, хотя и нечасто. Беспроигрышный вариант – это кремовый или бежевый фасад, белоснежные колонны у входа, белые рамы окон и золотого цвета лепнина.
Данный стиль предполагает использование дорогих отделочных материалов, а воплощение архитектурных изысков требует высокого профессионализма, и потому такое оформление – весьма недешевое удовольствие. Позволить себе настоящий особняк в стиле барокко могут лишь состоятельные люди. Для тех же, кто хочет придать новый вид уже имеющемуся дому, есть более бюджетные варианты, и хотя это не на все 100% барокко, но тоже очень эффектно, ярко и респектабельно.
К наиболее характерным элементам декора в барочном стиле относятся:
По материалу изготовления данный декор делится на тяжелый и легкий. Для производства тяжелого декора применяется натуральный мрамор, гранит, песчаник и бетон, как более дешевая альтернатива.
Легкий декор – это изделия из полимерных материалов – пенопласта и полиуретана, а также гипса и фибробетона. Чаще всего используется фибробетон и полиуретан, поскольку пенопласт разрушается со временем под атмосферным воздействием, а гипс отличается высокой хрупкостью и требует осторожного обращения при монтаже.
Основное условие: дом должен быть достаточно большим, иметь второй этаж или хотя бы мансарду. Одноэтажная постройка скромных размеров с лепниной и пилястрами будет выглядеть, по крайней мере, странно.
Для начала нужно хорошенько продумать расположение элементов декора и нарисовать эскиз. Пилястры у входной двери должны быть обязательно, а вот возле окон они устанавливаются лишь в том случае, если расстояние между проемами не меньше 70 см. Декоративный карниз может опоясывать дом над цоколем, на уровне второго или мансардного этажа, под крышей и возле окон должен быть обязательно.
Все эти изделия продаются в погонных метрах, крепятся встык, поэтому подсчитать нужное количество не трудно. К расчетам следует прибавить 5-7% про запас, так как при раскрое часть материала расходуется. Рустовые камни для углов рассчитываются поштучно, как и другие украшения для фасада – лепнина, розетки, замковые камни, консоли, сандрики. Учтите, что слишком густо лепить украшения по всему фасаду нельзя, ведь обилие декора визуально утяжеляет здание, придает ему аляповатый вид. Чем меньше дом, тем меньше декоративных элементов используется.
С фасада демонтируют все, что будет мешать работе – наличники, лампы, водосточные трубы и так далее. Если штукатурка держится непрочно, ее полностью убирают, заделывают имеющиеся трещины в стенах дома. Деревянные окна тоже очищают от старой краски, проверяют целостность рам, при необходимости меняют поврежденные детали.
Очищенную от пыли поверхность грунтуют, после чего штукатурят заново. Новые кирпичные стены также следует оштукатурить, поскольку кладка не сильно сочетается с барочным стилем. Для штукатурки используют, как правило, цементно-песчаный раствор либо готовую заводскую смесь. В процессе работы обязательно контролируют плоскость стен по уровню. После нанесения штукатурного слоя необходимо произвести затирку металлической или полиуретановой теркой, чтобы придать поверхности идеальную гладкость.
Когда штукатурка высохнет, можно приступать к отделке проемов. Для начала рассмотрим крепление пилястр. Этот элемент состоит из трех частей – базы, тела и капители. Тело пилястры обычно меньше по ширине, чем база и капитель, и варьируется в пределах 135-300 мм. Стандартная высота равняется 2 м, при необходимости может обрезаться по размеру.
Шаг 1. Пилястру распаковывают, прикладывают базу к нижней части стены у проема, выравнивают, отмечают карандашом верхний угол. Далее к отмеченной точке прикладывают тело пилястры, выставляют его строго по вертикали, делают разметку карандашом.
Шаг 2. Повторяют все точно так же с другой стороны проема. После этого замеряют высоту и подгоняют тело пилястры по размеру с помощью мелкозубчатой ножовки. Если одного тела не хватает, в процессе монтажа нужно будет соединить два одинаковых элемента между собой.
Шаг 3. Каждый элемент пилястры просверливают точно по вертикальной оси с шагом 500 мм. При этом крайние отверстия должны располагаться минимум в 10 мм от торцов.
Шаг 4. Прикладывают базовую часть к стене, ровняют по линии и сквозь отверстия намечают точки сверления на основании. Откладывают базу в сторону, просверливают по меткам стену на глубину 70-80 мм и вставляют дюбели.
Шаг 5. На тыльную сторону базы наносят монтажный клей для полиуретана сплошным слоем, прикладывают изделие к поверхности, плотно прижимают и вкручивают саморезы. Таким же образом крепят тело пилястры и капитель, дополнительно промазывая клеем торцы деталей. Стыки между элементами должны быть максимально плотными и аккуратными, тогда их легче будет замаскировать.
Шаг 6. Полностью установив пилястры, над проемом крепят сандрик. Он должен краями опираться на капители и располагаться строго по горизонтали. Крепление выполняют описанным выше способом – на дюбели и клей. Перед фиксацией убедитесь, что сандрик расположен симметрично по отношению к пилястрам.
Шаг 7. Стыковочные швы и крепежные отверстия замазывают акриловой шпаклевкой. После высыхания шпаклевки зачищают выступивший клей острым ножом, а поверхность декоративных элементов обрабатывают мелкозернистой шкуркой.
Совет. Можно крепить такую отделку немного по-другому. Вместо саморезов опытные мастера используют металлические шпильки того же диаметра (обозначены на схемах), а отверстия в декоре делают с тыльной стороны, не доходя до конца 5-7 мм. Таким образом, сквозные отверстия отсутствуют, и заделывать нужно только стыковочные швы.
Декор для окон необязательно набирать самостоятельно – сейчас в продаже имеются готовые комплекты, выполненные в различных стилях. В комплект входят наличники, подоконник, консоли, сандрики и другие элементы, в зависимости от вида отделки. На каждой детали есть наклейка с названием и артикулом, а в инструкции, прилагаемой к комплекту, подробно указано, где и как их крепить.
Шаг 1. Комплект распаковывают и раскладывают детали на ровной поверхности так, как они должны располагаться вокруг проема. Желательно это делать прямо возле окна, чтобы удобнее было примерять элементы.
Шаг 2. Так как наличники, сандрики и подоконники изготавливаются с запасом по длине, нужно их поочередно приложить к проему и наметить линии среза и угловых стыков между деталями. Замеры нужно делать очень точно, все элементы должны располагаться симметрично по отношению к центральной оси проема. Пышный декор окон первым бросается в глаза, и поэтому малейшие изъяны будут хорошо видны.
Шаг 3. Ножовкой с мелкими зубчиками или острым ножом подрезают изделия по намеченным линиям. Отрезанные кусочки выбрасывать не стоит, возможно, они еще пригодятся при отделке других проемов.
Шаг 4. По периметру окна устанавливают крепежи. Для удобства монтажа полиуретанового декора опытные мастера применяют специальные крепежные пластины с острыми шипами – строители называют их «шведские гвозди».
Размеры таких зубчатых пластин равняются 100х200 мм, 150х200 мм и больше, но для крепления наших элементов это слишком много. А потому пластину нужно разрезать на небольшие кусочки так, чтобы на каждом шипы оставались с двух противоположных сторон. Для резки лучше всего использовать болгарку.
Итак, по периметру проема отмечают места расположения пластин с шагом около 50 см. Если рядом будут монтироваться несколько коротких фрагментов, пластины размещают гуще, чтобы на каждый элемент приходился минимум один крепеж. Каждая пластина фиксируется к стене двумя дюбель-гвоздями.
Шаг 5. Теперь все элементы нужно наживить без клея в соответствии с разметкой, чтобы проверить правильность монтажа. Изделия прикладывают к пластинам и нанизывают на шипы, предварительно выровняв стыки.
Шаг 6. Если все стыки ровные, отклонений по вертикали и горизонтали нет, можно приступать к монтажу. Отделку снимают и откладывают в сторону, затем замешивают по инструкции клей на цементной основе. Начинать нужно снизу проема: берут нужную деталь, гребенчатым шпателем наносят клей на тыльную сторону и торцы, аккуратно распределяют ровным слоем. Прикладывают изделие к стене так, чтобы шипы попали в уже сделанные отверстия, после чего плотно прижимают. Излишки клея немедленно вытирают с поверхности чистой тряпкой.
Шаг 7. Точно так же приклеивают остальные элементы, особое внимание уделяя стыкам. Дополнительной фиксации не требуется, поскольку зубчатые пластины будут надежно удерживать декор, пока клей не высохнет. Готовую отделку следует ошкурить мелкозернистой наждачной бумагой и очистить от пыли.
Теперь возле окон можно установить пилястры. Как это сделать, описано выше. Если между окнами расстояние больше полутора метров, пилястры монтируют по бокам каждого проема. Если же расстояние меньше метра, целесообразно установить между проемами по одной пилястре точно посередине. Мелкие украшения в виде лепных орнаментов и розеток можно закрепить под окнами, узорчатые консоли – под козырьками и карнизами. Главное условие – все изделия должны быть выполнены в едином стиле и расположены симметрично относительно друг друга. Крепятся мелкие детали преимущественно на клей: изделие покрывают клеем с тыльной стороны, прижимают к сухой, ровной и чистой поверхности, крепко прижимают на несколько секунд. Но при желании можно закрепить и дюбель-гвоздями, для надежности.
Есть несколько способов сделать рустованные углы, но самый простой из них – это монтаж полиуретановых плит прямоугольной формы с толщиной стенок около 3-5 см. Такая имитация руста занимает минимум времени, не требует специальных навыков, и отличить ее от натуральной рустовой кладки практически невозможно.
Для работы потребуется:
Угол дома предварительно нужно очистить от пыли и прогрунтовать, чтобы увеличить сцепление материалов. И, конечно же, он должен быть идеально ровным, без дефектов, как и прилегающие участки стен. Плиты лучше выбирать угловые, Г-образной формы – для начинающего строителя это самый оптимальный вариант. Есть три варианта монтажа таких плит – прямой, шахматный и переменный.
Совет. Особой сложностью ни один из вариантов не отличается, так что справиться с этим может любой. Самое главное при монтаже – четко следовать выбранной схеме и постоянно контролировать расположение элементов уровнем, чтобы отделка угла получилась ровной и аккуратной.
Шаг 1. Определяют нижнюю границу руста и при помощи уровня проводят горизонтальные линии с обеих сторон угла. Примеряют первую плиту, проверяют плотность прилегания, при необходимости делают подрезку.
Шаг 2. Разводят монтажный клей и наносят его зубчатым шпателем на тыльную сторону плиты, распределяя толстым слоем по всей поверхности. Прикладывают элемент к стене по разметке и крепко прижимают на несколько секунд. Излишки клея снимают шпателем.
Шаг 3. Следующий элемент прикладывают так, чтобы оставался зазор шириной 30-60 мм. Чем толще плита, тем шире делают зазоры, так угол будет смотреться более декоративно. Обязательно проверяют расположение уровнем, намечают линию крепления карандашом на стене.
Шаг 4. Когда все плиты будут установлены, необходимо подождать, пока клей хорошо схватится, и затем нанести армирующий слой. Для этого замешивают новый клей (хорошо подходит для этих целей Церезит СТ 85), наносят его шпателем на поверхность плит, и с торцов тоже, углы закрывают отрезками перфорированного профиля. Профиль вдавливают в раствор, сверху наносят еще клей, тщательно ровняют шпателем поверхность со всех сторон.
Шаг 5. Далее на лицевую сторону плит укладывают армирующую сетку, предварительно разрезанную на квадраты соответствующего размера. Сетку утапливают в раствор и хорошенько ровняют шпателем, убирая излишки смеси. Таким же образом обрабатывают все остальные элементы, очищают кромки и зазоры от остатков клея, оставляют до высыхания.
Шаг 6. Высохшие плиты слегка ошкуривают, очищают от пыли и покрывают водостойким грунтовочным составом. Для грунтования удобнее всего использовать малярную кисть средней ширины.
Завершающая отделка углов выполняется после окрашивания фасада.
Итак, необходимый декор установлен, можно приступать к финишной отделке фасада. Здесь очень важно правильно подобрать цвета, чтобы подчеркнуть выбранный стиль. Пилястры, сандрики, консоли, а также розетки и другие мелкие элементы чаще всего красят в белый и золотой цвета. Если выбран вариант под золото, стены должны быть белыми – это классическое сочетание для барокко. А вот для белого декора необходим цветной фон, и в этом случае нужно подобрать матовую краску приглушенных оттенков красного, синего, изумрудного или коричневого цветов. Карнизы всех видов и угловые элементы декора красят в белый, независимо от цвета фасада.
Полиуретан повреждается растворителями, поэтому краску для него нужно выбирать на водной основе – акриловую, силиконовую либо латексную. Отличными характеристиками обладают акриловые аэрозольные краски: их легко наносить, сохнут они очень быстро, покрытие получается идеально ровным. К тому же, среди них есть составы с эффектом позолоты. Для стен водорастворимые краски тоже подходят: высоким спросом пользуются фасадные краски от Dulux, Caparol, Tikkurila.
Сначала стены и декор очищают от пыли, затем покрывают грунтовкой. Когда грунтовка высохнет, приступают к покраске стен. Краску наносят валиком, прокрашивая кистью только труднодоступные участки. Обычно требуется два слоя краски, чтобы цвет основания приобрел насыщенность и глубину. После высыхания поверхности нужно наклеить малярную ленту по периметру декоративных элементов, чтобы не испачкать стены.
Так как поверхность таких элементов рельефная, краску наносят узкой кистью с длинным ворсом. Тщательно прокрашивают все углубления, стыки, углы, старясь не оставлять наплывов и подтеков. Первыми окрашивают верхние элементы, затем проемы и декор, расположенный в нижней части стен. На этом основной этап отделки в стиле барокко считается завершенным.
Покупая минеральную вату, подумайте несколько раз… Минеральная вата, как и многие другие утеплители, содержит некоторые…
Минеральная вата, используемая в строительстве как утеплитель, кажется безопасной и экологически чистой. По крайней мере,…
Металлический сайдинг под камень – один из многих разновидностей отделочных материалов. Отделка фасада зданий натуральным…
Для разных сооружений устраивается разный фундамент. Фундамент – это основа будущего строения, от его конструктивных…
Фундамент - это основание дома, позволяющее более равномерно распределять нагрузку от постройки на землю. Существует…
Привлекательный и долговечный вариант отделки фасада частного дома – это применение специального фасадного кирпича. Обойдется…